монастыри и церкви | Данилов монастырь Древнейший московский монастырь был основан в 1282 г. св. благоверным князем Даниилом Московским, первый храм был посвящен преподобному Даниилу Столпнику. В 1330 г. великий князь Иоанн Калита перевел братию монастыря в Кремль, и древние его ..... ›››
Храм Троицы Живоначальной Храм во имя Живоначальной Троицы основан в январе 1897 г. Построена церковь по прошению местных крестьян. Деньги на строительство жертвовали и крестьяне, и заводчане, и купцы. Среди них — Петр Филиппович Копейкин-Серебряков, а также — потом ..... ››› |
православные иконы | Пантелеймон Икона Святого Пантелеймона поможет каждому больному, облегчит боль. Известно, что с ее помощью лечат не только физические, но и душевные недуги. Главное, чтобы молитва была искренней, и тогда могут отступить даже неизлечимые болезни. Перед ..... ›››
Всецарица Икона Божией Матери «Всецарица» - почитаемая в Православной церкви икона Богородицы, находящаяся в кафоликоне афонского монастыря Ватопед.
Икона была написана в XVII веке. Образ почитается верующими чудотворным, считается, что по молитва ..... ››› |
|
Связь душ усопших и живых
|
04.08.2016
Любовь, соединяющая нас здесь на земле, часто до готовности жертвовать жизнью за любимого человека, остается ли неизменною за гробом? Любят ли перешедшие в загробную жизнь нас, оставшихся на земле? Если любовь царствует за гробом, то в чем она выражается, какое может быть сочувствие между родными, разлученными неумолимой смертью?
Главные силы души любовь и сочувствие не оставляют ее и в жизни за гробом, иначе она перестала бы быть душою, а следовательно, усопшие продолжают любить живых и сочувствуют им. Сочувствие есть плод любви и есть живое принятие к сердцу состояния ближнего. Ап. Павел свидетельствует, что любовь бессмертна «никогда не перестает», а следовательно, состояние умерших (их покой или беспокойство) находятся в неразрывной внутренней связи с жизнью живых. Говоря о членах нашего тела, вместе с тем Апостол говорит и о членах тела Христова, Его Церкви. Мертвые сочувствуют живым, и живые сочувствуют мертвым. Если один член болит, с ним и все страждут; и если радуется один, то и все члены веселятся. Вот учение св. ап. Павла о том, что мертвые любят живых и сочувствуют им.
Всякое доброе дело, имея Божественное,неземное начало, отражаясь в совести, веселит душу радостью небесной. Умершие сочувствуют нам и радуются вместе с нами, так точно, как св. ангелы веселятся на небе о кающемся грешнике, находящемся в подвиге добродетели. Если же духовный, загробный мир радуется вместе с духовно-веселящимися на земле, то и наоборот, при нашем ожесточении, греховной и нераскаянной жизни скорбят св. ангелы, скорбят святые, скорбят наши усопшие родственники. Евангелие свидетельствует, что в момент смерти Иисуса Христа солнце померкло, земля потряслась, завеса церковная раз дралась; многие святые, прежде усопшие, воскресли, вышли из гробов и явились многим в Иерусалиме.
О воскресении мертвых в момент смерти Господа архимандрит Феодор (Бухарев) пишет: «Что привлекло этих воскресших святых в Иерусалим и заставило явиться многим живым? Не глубокое ли участие к бедному народу, не познавшему своего Избавителя? Не стремление ли вошедших в радость Христову отцов поделиться этой радостью по возможности и со своими детьми?»
Перед Богом все живы; следовательно, загробная жизнь, как и земная, есть продолжающееся изменение душевных свойств и расположений, развивающихся так, как плод развивается из зерна, посеянного нами в земной жизни.
Где любовь, там и сочувствие. За гробом живет бессмертная любовь в царстве любви, а с любовью неразлучно и сочувствие к любимому; сочувствие к меньшим своим братьям, к нам, еще странствующим на земле. Св. ангелы, все святые и все Умершие, еще несовершенные, принимают живое участие в нашей жизни, и мы, со своей стороны, можем сочувствовать им и своей жизнью способствовать или препятствовать улучшению их загробного состояния.
Церковное предание благоговейно хранит рассказ о том, как мученик Христов Федор Тирон, явившись константинопольскому патриарху, предупредил его о злом умысле царя-отступника Юлиана. Этот царь был воспитан как христианин, но, отпав от веры, стал самым лютым гонителем Церкви и богоборцем. Однажды Юлиан решил поглумиться над своими подданными-христианами. Для этого в дни великого поста он повелел окропить идоложертвенной кровью все продукты, продававшиеся на городском рынке. Свой замысел он сохранил в строжайшем секрете, и многие тысячи душ в самые святые дни осквернились бы вкушением пищи, принесенной в жертву идолам. Но Тот, Кто как зеницу ока хранит простых и смиренных и всегда препятствует гордым в их коварстве и злобе, не попустил исполниться умыслу злого царя. Среди ночи, но не во сне, константинопольскому патриарху явился некий светозарный воин и сказал, чтобы он немедленно, собрав всех верующих, дал знать им о грозящей опасности, с повелением не покупать ничего на рынке в ближайшие дни. «Чем же пропитается все эти дни такое множество людей, спросил святитель воина, ведь у многих нет никаких запасов?». «Коливом (вареной пшеницей), ответил явившийся мученик, которое ты, найдя у некоторых, должен раздать всем». Святитель немедленно исполнил то, что ему повелел мученик, нашлась и пшеница в необходимом количестве, которую дали ему некоторые благочестивые люди; и константинопольские христиане сохранились от осквернения, а Юлиан, видя, что его замысел разрушен предоставил прежнюю свободу рынкам. Так святой мученик избавил христиан от невольного участия в служении идолам. В память об этом чудесном событии до сих пор сохранился обычай по окончании первой недели великого поста варить коливо и питаться им.
В житии преподобного Сергия Радонежского есть упоминание о том, что во время битвы на Куликовом поле, преподобный, молясь, видел души павших воинов и говорил, о ком надо молиться, чтоб живые могли помочь усопшим своими молитвами до того, как войско вернется в Москву. Святые угодники Божии иногда посылались Богом на землю для устранения церковных споров и водворения мира и единодушия. Так праздник во имя трех вселенских учителей учрежден по весьма примечательному обстоятельству. После их кончины между православными почитателями их великих подвигов, учения, заслуг и чудес нередко возникал вопрос: который из трех святителей больше и выше? Распря об их добродетелях возросла наконец до того, что через несколько веков произошло решительное разделение в обществе христиан, и одни начали называться Василианами, другие Григорианами, третьи Иоаннитами. Тогда, в отклонение такого соблазна, три святителя вместе явились Иоанну, епископу Евхаитскому, и сказали ему: «Все мы имеем равное достоинство у Бога. Объяви христианам, чтобы оставили спор об этом. Как при жизни мы более всего заботились о единодушии, так и по преставлении нашем более всего желаем единомыслия верующим. Установи для нас один общий праздник».
Иные святые являлись для исправления погрешностей в написании их жития. Так, святителю Дмитрию Ростовскому, церковному писателю, собравшему годовой круг житий святых на русском языке, явился святой мученик Орест. Святой мученик сказал ему: «Я больше пострадал за Христа, чем ты написал». Сказав это, он открыл грудь и, показав глубокую рану в левом боку, сказал: «Это мне железом прожгли». Далее, показав раны на правой и левой руке, сказал: «Это мне перерезали»; потом, наклонившись, открыл обе ноги до колен и, показав на них раны, сказал: «А это мне косой подсекли. Видишь, - сказал он наконец, - я больше пострадал, чем ты написал».
В письме наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Антония митрополиту московскому Филарету мы находим также свидетельство того, что люди, бывшие близкими в этой жизни, останутся близкими и в жизни за гробом. «Идя по скиту, зашел я к умирающему Вуколу послушнику покойного схимонаха Моисея. Ныне его соборовали маслом; чахотка неизлечимая у него. Увидев его в благодушном состоянии, я спросил: Что, о. Вукол, видно в путь собираешься? Да, батюшка, помолитесь, да пошлет мне грешному Свою милость и помощь Господь. - Кланяйся от меня старцу своему, о. Моисею. - Я ныне, - говорит о. Вукол, - виделся с ним, он был у меня и вот здесь читал акафист Богоматери; а меня, как и прежде бывало, заставил петь припевы, и так все правило совершил у меня. И с радостью говорит: «Мы с тобою там вместе будем жить; мне позволено прийти проводить тебя отсюда». Помолились мы еще с ним, и я как бы совершенно был здоровый. Перекрестил он меня и отошел. Так я, батюшка, жду не дождусь, когда пошлет его Господь перевести меня отсюда. А о. Моисей сказал, что там несказанно хорошо».
Многочисленны также и случаи явления обыкновенных людей своим близким. В одном селе жила почтенная чета: старик, заштатный священник, отец Г. и старушка, жена его. Жили они очень долго и, как говорится, душа в душу. Отец Г. хлебосол, приветливый и ласковый со всяким, а главное, благочестивый и добрый, приобрел уважение у многих в окрестности. Но всему бывает на свете конец: отец Г. занемог, слег в постель и, напутствованный христианскими таинствами, тихо и мирно перешел в вечность, оставив горько оплакивавшую его спутницу жизни. Вот уже минул и год после его смерти. Старушка, жена его, накануне годичного о нем поминовения, после разных хлопот легла немного отдохнуть. И вот видит во сне покойного мужа. С радостью бросилась она к нему и начала его расспрашивать: что с ним и где он теперь находится? Покойник отвечал: «Хотя я и не обязан с тобою говорить, но так как при жизни не было у меня от тебя никаких тайн, то скажу, что, по милости Божией, я не в аду; скоро и ты последуешь за мною, готовься к смерти через три недели после этого дня».
Покойник медленно удалился, как бы не желая с нею расстаться, а старушка, проснувшись, радостно стала всем рассказывать о свидании с покойным мужем. И действительно, ровно через три недели она мирно скончалась.
«В ночь с 28 на 29 сентября снилось мне, - передает граф М. В. Толстой, - будто стою я у себя в зале и слышу, из гостиной раздаются голоса детей. Смотрю, проходят мимо меня в залу разные дети и между ними Володя, наш недавно умерший сын. Я с радостью кинулся к нему, он улыбается мне своею прежней ангельской улыбкой. Я протянул к нему руки: Володя, это ты? Он кинулся мне на шею и крепко, крепко обнял меня. Где ты, моя радость, ты у Бога? - Нет, я еще не у Бога, я скоро буду у Бога. - Хорошо ли тебе? - Хорошо, лучше, чем у вас. А у вас я часто бываю, все около вас. Я все почти один, только Мария Магдалина со мною бывает. Иногда мне делается скучно. - Когда тебе скучно? - Особенно, когда плачут обо мне. А меня утешает, когда обо мне молятся, когда дают бедным за меня. Я все молюсь, молюсь за мамашу, за вас, за братьев, за Пашу (сестру), за всех, кто меня любит. Милую мою мамашу обнимите за меня, вот так, крепко. - Ты с ней повидался бы, моя радость. - И повидаюсь, непременно повидаюсь. - Когда же? - Когда плакать перестанет. Тут послышался голос моей жены из коридора, я обернулся туда к ней, потом взглянул назад - его уже нет».
В Данковском уезде, Рязанской губернии проживала в собственном поместье помещица Муромцева, урожденная графиня Т. У графини было два родных брата, оба военные и оба участники Крымской войны 1854-56 годов. На первых же порах военных действий в Севастополе, один из братьев был или убит, или, заболев, умер в госпитале; другой брат находился постоянно в Севастополе. В первый день Св. Пасхи г-жа Муромцева, возвратясь утром из церкви, легла отдохнуть. Едва она улеглась в постель, как услышала совершенно ясно и отчетливо чьи-то шаги, которые явно наплавлялись к ее кровати, закрытой полгом. Вот кто-то остановился и вдруг открыл полог; перед нею стоял умерший брат, который сказал ей: «Христос воскрес, сестра, поздравляю тебя с праздником! Я пришел сказать тебе, что наш брат сегодня убит в Севастополе!». Сказав эти слова, он повернулся и такими же шагами вышел из спальни. Когда призрак брата скрылся, г-жа Муромцева разразилась истерическими рыданиями. На крик и рыдания тотчас же сбежалась прислуга. Придя в себя, Муромцева рассказала о случившемся. Спустя несколько дней, она получила известие, что в ночь под Светлое Христово Воскресение второй ее брат действительно был убит во время предпринятой им тогда вместе с другими офицерами вылазки против неприятеля.
Все эти и подобные им самые разнообразные случаи общения между живыми и усопшими, пересказать которые полностью просто невозможно, без сомнения дают нам надежду, что и в загробной жизни мы непременно встретимся с теми, кто находясь в лучшем мире проявляет заботу о нас грешных.
Учение о том, что люди увидят и взаимно узнают друг друга в мире загробном, всегда было предметом почти всемирного верования. Все народы земные придерживались этого учения. В эту истину веровал весь древний мир: еврей и язычник, христианин и варвар, грек и римлянин, философ и поэт, образованные народы и самые дикие племена равно держались этого учения. Это верование во взаимное свидание за гробом с близкими нам людьми особенно дорого чадам Божиим в минуты самых тяжких их испытаний. Оно неизреченно дорого душе человеческой именно тогда, когда разрушаются самые дорогие ее земные надежды, и болезненно рвутся узы ее сердечных привязанностей. Тогда верование это становится целебным врачевством и великим утешением для измученного и разбитого сердца, потому что оно научает «не скорбеть, как прочие, не имеющие надежды». Оно уверяет, что разрушение тела порождает только временную разлуку, что дорогие нам существа отняты не навеки, а только на то малое время, пока продолжится земная жизнь.
Но основательно ли это верование?
Да, мы можем быть твердо убеждены, что Творец, создавший нас, не вложил бы нам в душу столь глубокую веру и столь глубокое желание этого святого взаимного свидания, если бы это не было истиной. И Дух Святой не допустил бы таковой мысли возрастать и укрепляться в сердцах верующих в час их самых тяжких страданий и скорби, если бы эта вера была заблуждением.
В книге Бытия (25; 8.) сказано, что Авраам умер, и приложился к народу своему. Этот образ выражения, конечно, не может относиться к погребению патриарха, потому что Авраам не был погребен там, где были могилы его народа. Его предки жили и умерли в Уре халдейском; Фарра, его отец, умер в Харане, и там был погребен; а Авраам был похоронен в новом месте погребения, в земле Ханаанской, в пещере, которую Авраам приобрел у сынов Хетовых, и которая находилась далеко от гробниц его отцов. Однако, не быв погребен со своим народом, он все же приложился к нему - то есть его бессмертный дух приложился к его народу, вступил в тесное братское единение и был возвращен их дружбе. Также об Исааке мы читаем: «и испустил Исаак дух, и умер, и приложился к народу своему, и погребли его Исав и Иаков, сыновья его» (Быт. 25; 29). Заметим, что здесь говорится, что Исаак приложился к народу своему сразу после кончины, и еще до своего погребения. Здесь мы узнаем, что, как только дух престарелого праведника покинул тело, он, освобожденный от плоти, еще прежде погребения вступил в общение со своими благочестивыми предками, которые до него перешли в иной мир. То же выражение употреблено в книге Бытия и относительно Иакова.
Но не только души праведников встречаются после смерти, также и души грешников общаются друг с другом. В грозно-величественном пророчестве Иезекеииля о царе египетском, сошедшем во ад и находящемся среди языческих князей, говорится: «Среди преисподней будут говорить о нем и о союзниках его первые из героев; они пали и лежат там между необрезанными, сраженные мечом» . (Иезекииль гл.32)
Это место Священного Писания изображает перед нами жилище ада и указывает, что души отшедших неистовых мучителей, их союзников и их полчища находятся вместе, и мы видим их говорящими с фараоном во аде, когда и он сошел туда к ним. А что царь египетский узнал их, это несомненно, так как вслед за перечислением царей и народов, о которых сказано, что они сошли в преисподнюю, и о которых утверждается, что осталось беззаконие их на костях их, потому что они, как сильные, были ужасом на земле живых, мы читаем: «Увидит их фараон и утешится о всем множестве своем, пораженном мечом». Из этого места книги пророка Иезекииля мы узнаем, что царь египетский не только будет видеть тех царей и народы, которых он знал на земле, но что вид этих несчастных доставит ему род дьявольского радования, раз он узнает, что те, кто были соучастниками его преступлений, станут сотоварищами его страданий.
Свидетельство относительно сказанной истины мы находим и в Новом завете, в евангелии от Луки (16; 19-21), в притче о жестокосердном богаче и бедном Лазаре. «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое, ныне же он здесь утешается, а ты страждешь. И сверх всего того, между вами и нами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Очевидно, что в этом повествовании Христом сказано многое о бессмертии. Он приподнимает перед нами завесу, скрывающую от нас мир духовный, и дает нам взглянуть на состояние душ в загробном мире. Быть может, ни в одном из мест Священного Писания не изображены столь живо различные состояния отшедших и их взаимные друг к другу отношения. Нам дано видеть одновременно и небо и ад, и то, что там происходит. И поведано нам это Тем, Который не только Начальник жизни, но и Имеющий ключи ада и смерти.
Значит, находящиеся в ином мире, не только взаимно узнают друг друга, но между ними существует самая искренняя дружба и общение, так как мы слышим, что Лазарь не только узнал Авраама, но что ему дозволено было и возлежать на лоне его, то есть, дано было блаженство самого тесного общения с «отцом верующих и другом Божиим».
Из всего сказанного следует, что связь между нами и нашими усопшими близкими не прерывается. Более того, раз они сохраняют возможность и имеют желание влиять на нашу жизнь, если они, являясь нам во сне, а в особых случаях и на яву, как бы выходят к нам на встречу из мира иного, преодолевая, по милости Божией, непреодолимую пропасть смерти, не тем ли более мы должны ожидать встречи с ними, после того как сами перейдем за порог земной жизни.
Даже в самых мрачных глубинах преисподней, от которых да избавит нас Господь Иисус Христос, души грешников сохраняют надежду на молитвы тех, кто любил их и на чью любовь они еще могут рассчитывать. Тем более помнят и молятся за нас души тех наших близких, кто обрел оправдание перед Лицом Божиим и кто с радостью ожидает нас в лучшем мире. И если души языческих жрецов и колдунов, по молитвам преподобного Макария Египетского получали облегчение и видели лица друг друга в адской тьме, то как можем мы - христиане, думать, что в загробном мире мы будем полностью разлучены с дорогими нам людьми. А если и будем мы разлучены с ними, то не явится ли в этом наказание за забвение наших усопших. Страшно будет тогда - перед вечной разлукой - вдруг, в последний раз, увидеть тех, кого мы забыли, тех, кто любит нас или нуждается в нашей любви. Наших близких дает нам Бог, а отнимает наша нелюбовь и беспамятство. Да не будет этого с нами ни в этой жизни, ни в мире ином.
Лития по усопшим Молитва об Упокоении
источник: SaveOurSouls.ru
найдено статей: 128
|
|
духовенство | Протоиерей Андрей Гусев Серафимо-Знаменский скит, с. Битягово, Домодедовский район
Светское образование: среднее специальное 1989 – ПТУ
Духовное образование: семинария 2002 – КДС
Хиротонисан: 15 ноября 1998 года архиепископом Можайским Григорием
День тезоиме ..... ›››
Протоиерей Сергий Дворецкий Настоятель Храма Богоявления Господня в селе Бисерово.
Светское образование: высшее 1972; МАМИ.
Духовное образование: семинария 2013-КПДС.
Хиротонисан: 29 августа 1991 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в Новодевичьем ..... ››› |
религиозные праздники | Вознесение Господне Вознесение Господне отмечается в 40-й день по Пасхе, в честь вознесения Иисуса Христа во плоти на небо и обещания о Его втором пришествии. Афанасий Великий объясняет, что вознесение Спасителя означает обожение Его человеческой природы, кото ..... ›››
Сретение Господне Сретение Господне - христианский праздник, посвященный воспоминанию событий, происшедших в сороковой день земной жизни Иисуса Христа, а именно встрече (слав. Сретение) Божественного Младенца в Иерусалимском Храме двумя ветхозаветными правед ..... ››› |
молитвы и акафисты | Молитвы к причастию и исповеди Подготовка к Причастию включает в себя пост, молитву и покаяние в грехах. Пост — это отказ как от пищи животного происхождения (мяса, молока, яиц, при строгом посте — и рыбы), так и от разного рода развлечений (просмотров фильмов, телеперед ..... ›››
Вечерние молитвы утренние молитвы здесь
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием ..... ››› |
|