монастыри и церкви | Никитский монастырь Никитский монастырь основан в XII веке. До XVI века все его постройки были деревянными. Только в 1528 году по велению князя Василия III здесь сооружается одноглавая каменная церковь. Основное строительство было выполнено уже при Иване Грозн ..... ›››
Преображенский храм На левом берегу Пехорки, некогда довольно полноводного притока Москвы-реки, располагалось старинное село Пехра-Яковлевское. Территория его оказалась в самом центре нынешнего города Балашихи. Деревушка в XVI веке принадлежала служилому роду ..... ››› |
православные иконы | Пророк Илия Величаем тя,
святый славный пророче Божий Илие,
и чтим еже на Небеса
на колеснице огненней,
преславное восхождение твое.
Пророк Илия - не просто один из наиболее почитаемых святых, как в Православной, так и в Католической церквя ..... ›››
Левий Матфей Левий Матфей - один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа, персонаж Нового Завета. По традиции, считается автором Евангелия от Матфея, предположительно написанного на арамейском языке.
Упомянут в списках апостолов в Евангелии ..... ››› |
|
Крещение Господне и крещенские купания
|
14.01.2015
Стоять ли в очереди за освященной водой? С первых веков христианства известно упоминание об особом почитании воды, набранной в день Богоявления, а также ее чудесных свойствах. Особенно поражало свойство данной воды не портиться в течение долгого времени. При этом, по всей видимости, в первые века христианства какого-то особого чина освящения воды не было. Вода освящалась в полночь под праздник «автоматически». Это «регулярное чудо», схожее по своей сути со схождением Благодатного огня на Пасху.
У современных христиан возникает вопрос: необходимо ли идти в церковь за освященной водицей или можно набрать ее из под крана, раз она уже освящена? С одной стороны, традиционное общепризнанное православное мнение таково: освященной считается вода после Чина Агиасмы (Великая Агиасма - вода, освященная по чину великого освящения в день праздника Богоявления, а также накануне, в Крещенский сочельник), что вполне объясняет желание набрать воду в храме. С другой стороны, продолжает существовать мнение, что освященной считается любая вода после полуночи, потому что в Праздник претворяется все водное естество, и Господь освящает все воды. Причем «мера святости» в обоих случаях одинакова. Следовательно, два мнения противоречат друг другу: если все водное естество на Земле претворяется, тогда зачем нужен Чин Агиасмы? Попробуем разобраться в этом.
Мнение о всеобщем освящении вод более древнее. Появление же Чина было связано, прежде всего, с развитием общецерковного сознания: формировалось понятие святыни, появлялись письменные чины, которые развивались и унифицировались. После появления Чина Агиасмы две точки зрения, воплощенные в двух традициях, стали существовать параллельно. Но все-таки мнение о необходимости освящения воды через определенный чин в течение времени стало преобладать. Так как же поступать рядовому прихожанину?
Доходчиво и понятно ответил этот вопрос профессор Московской Духовной академии А. И. Осипов: «Божия благодать - не безликая стихия. Бог всегда смотрит на силу веры и возможности верующих людей. Если у людей есть возможность присутствовать на богослужении, молиться при освящении воды или, по крайней мере, прийти и взять освященную воду, а они не пользуются этой возможностью, говорят «да наберем из-под крана - святая будет», они не получают святую воду. Другое дело, когда нет возможности получить освященную воду, как, например, было во времена гонений на Церковь, когда многие верующие, не имея возможности получить воду, освящаемую в храме, шли в полночь на реку или ключевой источник и набирали там воду. Такая вода действительно была святой, она стояла годами и не портилась».
Подводя итог сказанному, уточним: если у прихожан есть возможность придти в храм, поучаствовать в чине Агиасмы и набрать крещенской воды, это сделать нужно обязательно, если же такой возможности нет (человек приложил все усилия, чтобы придти, но обстоятельства оказались сильнее него), то Божией милостью вода будет освящена чудесным образом.
Купаться ли в открытых водоемах на Крещение? Прежде всего, в этом и подобных праздниках нужно различать церковную богослужебную практику и народные обычаи. Омовение в проруби на Крещение - это народная традиция, а не таинство или обряд церкви! Церковь не призывает и не призывала никогда верующих купаться в ледяной воде. Несмотря на это, на сегодня это является для многих наших сограждан (как воцерковленных, так и не очень) чуть ли не главным смыслом в праздновании Богоявления. Традиционно в большие православные праздники в русском народе происходит религиозный всплеск - и это прекрасно. Но некоторые всерьез считают, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это языческие суеверия, ничего общего с церковным учением не имеющие. Грехи отпускаются священником в таинстве Покаяния. К тому же в поиске острых ощущений человек может упустить значительно более важные вещи.
На сегодняшний день вышло немало публикаций о крещенских купаниях в открытых водоемах. Процитируем некоторые из них.
Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ:
«Купание на Крещение — традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает. Если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера».
Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске , благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии:
«Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:
«...В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас». (С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей»)
По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати».
Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской г. Москва:
«Представление о том, что Крещенские купания избавляют человека от греха, родилось от невежества. У меня нет сведений о том, что подобные заблуждения были раньше. Я думаю, что это новые предрассудки. А в целом хочется отметить, что Крещенские купания так же хороши, как езда на велосипеде и горные лыжи, и не более того. Традиция Крещенский купаний появилась еще тогда, когда в стране не был развит водопровод, когда рубили проруби для получения воды, поэтому неудивительно, что для наших очень ревностных православных оказалось недостаточным просто попить крещенской воды, некоторые и окунались. Крещенские купания - это проявление ревности. К настоящему времени Крещенские купания превратились в народную забаву. Это наша российская экзотика. Ничего плохого в этом обычае нет, если, конечно, купания не сопровождаются другими возлияниями внутрь. Но Крещенские купания вовсе необязательны».
В целом, если подытожить, современная церковная мысль в большинстве своем относится к купанию на Крещение с некой долей осторожности, не запрещая конечно, но и предупреждая о том, что сие действо ни в коем случае не является обязательным и нужно правильно оценивать свои физические возможности.
Конечно, какие-то атрибуции, внешние проявления, традиции, делают жизнь церкви более насыщенной и по милости Божией более интересной. Но увлекаясь освящением плодов на Преображение, купанием на Крещение и «добыванием» вербных веточек в Неделю Вай, нужно не забывать что главные наши действа в любой церковный праздник - это покаяние через исповедь и приобщение к Святым Христовым Тайнам.
Храм Троицы Живоначальной
Храм во имя Живоначальной Троицы основан в январе 1897 г. Построена церковь по прошению местных крестьян. Деньги на строительство жертвовали и крестьяне, и заводчане, и купцы. Среди них — Петр Филиппович Копейкин-Серебряков, а также — потомственный почетный гражданин Петр Григорьевич Брунов, который потратил на храм все свое состояние (чета Бруновых похороне .....
Священник Евгений Дорофеев
Клирик: Троицкий храм, г. Электроугли, Ногинский район
Светское образование: высшее 2003-Азовский региональный институт управления, Украина
Хиротонисан: 14 октября 2013 года, Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в Успенском храме Новодевичьего монастыря города Москвы .....
источник: SaveOurSouls.ru
найдено статей: 128
|
|
духовенство | Дмитрий Брянчанинов Родился 5 февраля 1807 года в старинной дворянской семье Брянчаниновых. В 1826 году по настоянию отца Дмитрий (мирское имя будущего святителя) закончил Военное инженерное училище. Однако карьере офицера он предпочел принятие монашества и по ..... ›››
Протоиерей Сергий Дворецкий Настоятель Храма Богоявления Господня в селе Бисерово.
Светское образование: высшее 1972; МАМИ.
Духовное образование: семинария 2013-КПДС.
Хиротонисан: 29 августа 1991 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в Новодевичьем ..... ››› |
религиозные праздники | Рождество Христово Рождество Христово - великий христианский праздник, установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. В Православной Церкви входит в число Господских двунадесятых праздников. Ввиду литургического воспоминания и празднования ва ..... ›››
Троица Троица (Пятидесятница), величайший христианский праздник, празднуемый в 50-й день Пасхи в память сошествия Святого Духа на апостолов и посвященный прославлению Святой Троицы. В Православной Церкви — великий двунадесятый праздник. На Западе ..... ››› |
молитвы и акафисты | О прощении грехов своего рода Господи Милосердный и Судия Праведный, наказывающий детей за нераскаянные грехи родителей до третьего и четвертого рода!
Помилуй и прости меня, мою семью, моих живых и уже усопших сродников и весь усопший род
За великие и тяжкие грехи б ..... ›››
Онкология О Пречистая Богомати, Всецарице!
Услыши многоболезненное воздыхание наше пред чудотворною иконою Твоею, из удела Афонскаго в Россию принесенною, призри на чад Твоих, неисцельными недуги страждущих, ко святому образу Твоему с верою припада ..... ››› |
|