Христа ради, за упокой р. Б. Анны

монастыри и церкви
  • Феодоровский женский монастырь

  • Феодоровский женский монастырь Переславль-Залесский
    В начале ХIV века Переславль являлся вторым центром Московского княжества. Москве не раз пришлось бороться за верный Переславль и не раз защищать его от других князей, имевших на него виды. Так, когда московский князь Юрий Данилович отпра ..... ›››


  • Горицкий Успенский монастырь

  • Горицкий Успенский монастырь Переславль-Залесский
    Первоначальная история Успенского монастыря известна мало. Основан он был, вероятно, в начале XIV столетия при Иване Калите. В 1382 году монастырь был разорен отрядами татарского хана Тохтамыша, а затем восстановлен при содействии жены Дмит ..... ›››

    православные иконы
  • Пантелеймон

  • Пантелеймон
    Икона Святого Пантелеймона поможет каждому больному, облегчит боль. Известно, что с ее помощью лечат не только физические, но и душевные недуги. Главное, чтобы молитва была искренней, и тогда могут отступить даже неизлечимые болезни. Перед ..... ›››


  • Исаак Сирин

  • Исаак Сирин
    Преподобный Исаак Сирин (7 в.) - сириец, родом из Катара, короткое время был епископом Ниневии, великий духовный наставник. Исаак описывает путь христианина к Богу, путь освобождения: покаяние (обращение от рабства греху к Богу), очищен ..... ›››

    Посещение кладбищ в русской культуре

    12.11.2014

    Посещение кладбищ в русской культуре

    Кладбище – это место, которое в разных культурах воспринимается по-разному. В средневековом европейском городе кладбища были чуть ли не самыми посещаемыми местами в городе. Французский антрополог Ф. Арьес писал, что «кладбище служило форумом, рыночной площадью, местом прогулок и встреч, игр и любовных свиданий».

    Сегодня, конечно, представить себе такую многофункциональность кладбищ довольно сложно. Но, скажем, гуляя по центру Стокгольма, можно набрести на старинные захоронения, которые не обнесены оградой. Среди обелисков неспешно прогуливаются туристы и фотографируют поросшие мхом надгробия. Подобные кладбища часто называют парками памяти. В России парки памяти встречаются довольно редко. И даже такие исторические некрополи, как Александро-Невская лавра или Старое донское кладбище, отгорожены от городского пространства глухим забором. Исключение, пожалуй, составляют захоронения у кремлевской стены. Отношение к кладбищам, их положение в пространстве во многом указывает и на то, какое место занимает смерть в обществе: табуируется ли сама мысль о ней, или, напротив, соседство со смертью воспринимается спокойно, без надрыва. Мы провели опрос и выяснили, как россияне воспринимают кладбища.

    Никогда не бывают на кладбищах лишь 4% россиян. Две трети (67%) ходят туда, по меньшей мере, несколько раз в год. Если россияне до 30 лет чаще других ходят на кладбище по определенным датам (когда принято), то люди после 60-ти, как правило, посещают погосты и в обычные дни. В старшем возрасте человек теряет самых близких людей: родителей, супругов, друзей детства и юности. Поэтому поход на кладбище приобретает особое значение – попытку восполнить недостающее звено в уже сложившейся системе социальных взаимоотношений. В книге «Живые и мертвые» американский социолог Уорнер отмечает, что умершие люди остаются с живыми в одной и той же социальной системе, но приобретают сакральный статус. Не зря о мертвых принято говорить либо хорошо, либо не говорить вовсе.

    Практика «хождения» на кладбище больше распространена в селах и небольших городах. Конечно, это можно объяснить пространственным фактором. В больших городах кладбища часто находятся на окраинах, а добираться туда довольно сложно. Но стоит учесть, что жизнь в мегаполисах более динамична, а жители – более рациональны. Посещение кладбищ – это, по сути, ритуал. То есть действие, которое имеет скорее символическое, нежели практическое значение. Да и когда опрошенные признают, что самое важное для них при посещении кладбищ – уборка могилы, покраска ограды, в таком практицизме нетрудно увидеть магический подтекст. В деревнях зачастую сохраняется трепетное отношение к традиционным обрядам, которые в городах уходят из повседневной жизни.

    Посещение кладбищ – это ритуал, позволяющий ощутить целостность семьи. Довольно часто родственники съезжаются, в том числе издалека, чтобы вместе пойти на кладбище. Отвечая на вопрос, что для них самое важное в посещении кладбищ, некоторые респонденты отмечают: «важно, чтобы семья была полной», «поддержка родных, которые тоже туда идут».

    Но подавляющее большинство, объясняя, почему они ходят на кладбище, в первую очередь говорят о памяти: «проявляешь уважение, что помнишь родных», «люди живут до тех пор, пока о них помнят», «нужно уделять внимание усопшим». Однако посещать кладбища большинству не нравится. В первую очередь потому что «там гнетущая атмосфера», «не по себе», «кладбище настроение портит», «осадок остается на душе».

    О том, что кладбище – страшное место, говорит и большинство кладбищенских примет: оттуда нельзя ничего уносить, после посещения нужно мыть руки, нельзя смеяться, шуметь, нельзя наступать на могилы и т. п. Правда, знают об этих приметах не очень многие – примерно каждый третий. Но других, «светлых» примет в нашей культуре нет вообще. Безусловно, здесь играет роль страх смерти, и кладбище зачастую воспринимается как «мир усопших, мир чужих», «город мертвых». А приметы существуют в форме предохраняющих правил, чтобы самому не оказаться среди жителей этого города, «не заразиться» смертью.

    То есть с одной стороны, поддерживается культура семейной памяти, воспроизводится традиция регулярного посещения кладбищ, с другой стороны, эти посещения вызывают негативные эмоции. И это противоречие лежит в природе восприятия смерти как таковой – как явления сакрального, требующего уважения и почестей, но и вызывающего страх, трепет.

    Сегодня в Америке и Европе существуют примеры, когда такое отношение пытаются преодолеть. Организуются экскурсии на кладбищах, там даже проводятся свадьбы. Кладбища превращают в экономически прибыльные места. На нью-йоркском Мраморном кладбище, которое находится в центре Манхэттена, надгробные камни отсутствуют, а все имена пишутся на стене, которая огораживает довольно просторную зеленую площадку. Выбирая это кладбище в качестве места для церемонии, одна из пар дала интервью газете “Austin Daily Herald”. Молодожены отметили, что они выбрали это место, так как там похоронены родственники невесты и тем самым они могут включить их в церемонию бракосочетания.

    Но в нашей стране такие практики пока кажутся неуместными. И хотя 79% россиян подмечают, что на кладбищах больше ухоженных могил, сила суеверий практически непреодолима. Возможно, через несколько поколений отношение к смерти изменится, и мы научимся органически сосуществовать с ней



    источник: fom.ru

    найдено статей: 128

  • Богородичное правило
  • Домострой. Наставления христианину
  • Встретим ли мы усопших близких в загробном мире?
  • Частный суд
  • Где находятся души умерших?
  • Связь душ усопших и живых
  • Пасхальный кулич при диабете
  • Смерть по верованию зырян
  • Как принять смерть?
  • Предание о Животворящем Кресте в Годенове
  • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...


    духовенство
  • Протоиерей Виктор

  • Протоиерей Виктор
    Протоиерей Виктор Валентинович Дорофеев, 1955 г. р.. Заведующий Методическим кабинетом Епархиального отдела религиозного образования и катехизации. Настоятель Покровского храма в селе Кудиново, Ногинского района. ..... ›››


  • Протоиерей Георгий Ерогодский

  • Протоиерей Георгий Ерогодский
    Ерогодский Георгий Петрович родился в 1882 г., в селе Важгорт, Яренского уезда, Вологодской губернии, в семье псаломщика. Русский. Образование: неполное среднее и 4 класса Устьсысольского духовного училища в 1900 г.. Поступил в Вологодскую ..... ›››

    религиозные праздники
  • Воздвижение Креста Господня

  • Воздвижение Креста Господня
    Осень - очень интересное время. Время спелых фруктов, золотой и багряной листвы, время грибов в корзине. В восприятии осени уподобляюсь классику, который писал: «Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В ..... ›››


  • Троица

  • Троица Пятидесятница
    Троица (Пятидесятница), величайший христианский праздник, празднуемый в 50-й день Пасхи в память сошествия Святого Духа на апостолов и посвященный прославлению Святой Троицы. В Православной Церкви — великий двунадесятый праздник. На Западе ..... ›››

    молитвы и акафисты
  • О прощении грехов своего рода

  • О прощении грехов своего рода
    Господи Милосердный и Судия Праведный, наказывающий детей за нераскаянные грехи родителей до третьего и четвертого рода! Помилуй и прости меня, мою семью, моих живых и уже усопших сродников и весь усопший род За великие и тяжкие грехи б ..... ›››


  • Канон за единоумершую

  • Канон за единоумершую
    Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас (читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном). Слава Отцу и Сыну и Святому Ду ..... ›››

    контактная информация
    saveoursouls.ru@mail.ru   |   site map



    душа   храмы   духовенство   молитвы и акафисты   православные иконы   религиозные праздники   словарь терминов   видеофильмы   форум   события