монастыри и церкви | Покровский храм Первое документальное упоминание деревянной Покровской церкви села Кудиново относится к 1597 г. В дозорных книгах 1623—1624 гг. упоминается «церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца». В 1720-х гг. она значится уже ..... ›››
Никитский монастырь Никитский монастырь основан в XII веке. До XVI века все его постройки были деревянными. Только в 1528 году по велению князя Василия III здесь сооружается одноглавая каменная церковь. Основное строительство было выполнено уже при Иване Грозн ..... ››› |
православные иконы | Иисус Христос Спас Нерукотворный считается самой первой иконой в мире. Существует две истории , рассказывающие о происхождении чудесного образа, по которым сам способ получения лика Иисуса Христа - Сына Божьего не отличается, различны лишь обстоятельства ..... ›››
Николай Чудотворец На иконе Святой Преподобный Николай Чудотворец держит в руках Евангелие. В этом напоминание для верующих христиан о том, что Николай Чудотворец не забывает о них и, пребывая в Небесных Обителях, продолжает по молитвам верующих творить добро ..... ››› |
|
Посещение кладбищ в русской культуре
|
12.11.2014
Кладбище – это место, которое в разных культурах воспринимается по-разному. В средневековом европейском городе кладбища были чуть ли не самыми посещаемыми местами в городе. Французский антрополог Ф. Арьес писал, что «кладбище служило форумом, рыночной площадью, местом прогулок и встреч, игр и любовных свиданий».
Сегодня, конечно, представить себе такую многофункциональность кладбищ довольно сложно. Но, скажем, гуляя по центру Стокгольма, можно набрести на старинные захоронения, которые не обнесены оградой. Среди обелисков неспешно прогуливаются туристы и фотографируют поросшие мхом надгробия. Подобные кладбища часто называют парками памяти. В России парки памяти встречаются довольно редко. И даже такие исторические некрополи, как Александро-Невская лавра или Старое донское кладбище, отгорожены от городского пространства глухим забором. Исключение, пожалуй, составляют захоронения у кремлевской стены. Отношение к кладбищам, их положение в пространстве во многом указывает и на то, какое место занимает смерть в обществе: табуируется ли сама мысль о ней, или, напротив, соседство со смертью воспринимается спокойно, без надрыва. Мы провели опрос и выяснили, как россияне воспринимают кладбища.
Никогда не бывают на кладбищах лишь 4% россиян. Две трети (67%) ходят туда, по меньшей мере, несколько раз в год. Если россияне до 30 лет чаще других ходят на кладбище по определенным датам (когда принято), то люди после 60-ти, как правило, посещают погосты и в обычные дни. В старшем возрасте человек теряет самых близких людей: родителей, супругов, друзей детства и юности. Поэтому поход на кладбище приобретает особое значение – попытку восполнить недостающее звено в уже сложившейся системе социальных взаимоотношений. В книге «Живые и мертвые» американский социолог Уорнер отмечает, что умершие люди остаются с живыми в одной и той же социальной системе, но приобретают сакральный статус. Не зря о мертвых принято говорить либо хорошо, либо не говорить вовсе.
Практика «хождения» на кладбище больше распространена в селах и небольших городах. Конечно, это можно объяснить пространственным фактором. В больших городах кладбища часто находятся на окраинах, а добираться туда довольно сложно. Но стоит учесть, что жизнь в мегаполисах более динамична, а жители – более рациональны. Посещение кладбищ – это, по сути, ритуал. То есть действие, которое имеет скорее символическое, нежели практическое значение. Да и когда опрошенные признают, что самое важное для них при посещении кладбищ – уборка могилы, покраска ограды, в таком практицизме нетрудно увидеть магический подтекст. В деревнях зачастую сохраняется трепетное отношение к традиционным обрядам, которые в городах уходят из повседневной жизни.
Посещение кладбищ – это ритуал, позволяющий ощутить целостность семьи. Довольно часто родственники съезжаются, в том числе издалека, чтобы вместе пойти на кладбище. Отвечая на вопрос, что для них самое важное в посещении кладбищ, некоторые респонденты отмечают: «важно, чтобы семья была полной», «поддержка родных, которые тоже туда идут».
Но подавляющее большинство, объясняя, почему они ходят на кладбище, в первую очередь говорят о памяти: «проявляешь уважение, что помнишь родных», «люди живут до тех пор, пока о них помнят», «нужно уделять внимание усопшим». Однако посещать кладбища большинству не нравится. В первую очередь потому что «там гнетущая атмосфера», «не по себе», «кладбище настроение портит», «осадок остается на душе».
О том, что кладбище – страшное место, говорит и большинство кладбищенских примет: оттуда нельзя ничего уносить, после посещения нужно мыть руки, нельзя смеяться, шуметь, нельзя наступать на могилы и т. п. Правда, знают об этих приметах не очень многие – примерно каждый третий. Но других, «светлых» примет в нашей культуре нет вообще. Безусловно, здесь играет роль страх смерти, и кладбище зачастую воспринимается как «мир усопших, мир чужих», «город мертвых». А приметы существуют в форме предохраняющих правил, чтобы самому не оказаться среди жителей этого города, «не заразиться» смертью.
То есть с одной стороны, поддерживается культура семейной памяти, воспроизводится традиция регулярного посещения кладбищ, с другой стороны, эти посещения вызывают негативные эмоции. И это противоречие лежит в природе восприятия смерти как таковой – как явления сакрального, требующего уважения и почестей, но и вызывающего страх, трепет.
Сегодня в Америке и Европе существуют примеры, когда такое отношение пытаются преодолеть. Организуются экскурсии на кладбищах, там даже проводятся свадьбы. Кладбища превращают в экономически прибыльные места. На нью-йоркском Мраморном кладбище, которое находится в центре Манхэттена, надгробные камни отсутствуют, а все имена пишутся на стене, которая огораживает довольно просторную зеленую площадку. Выбирая это кладбище в качестве места для церемонии, одна из пар дала интервью газете “Austin Daily Herald”. Молодожены отметили, что они выбрали это место, так как там похоронены родственники невесты и тем самым они могут включить их в церемонию бракосочетания.
Но в нашей стране такие практики пока кажутся неуместными. И хотя 79% россиян подмечают, что на кладбищах больше ухоженных могил, сила суеверий практически непреодолима. Возможно, через несколько поколений отношение к смерти изменится, и мы научимся органически сосуществовать с ней
найдено статей: 128
|
|
духовенство | Псаломщик Михаил Ерогодский Михаил Петрович Ерогодский (Ерегодский) родился 17 сентября 1878 году в семье потомственного церковнослужителя-псаломщика, что, наверное, и повлияло на его желание вслед за отцом, дедом и прадедом посвятить себя служению Богу. Преосвященным ..... ›››
Протоиерей Георгий Ерогодский Ерогодский Георгий Петрович родился в 1882 г., в селе Важгорт, Яренского уезда, Вологодской губернии, в семье псаломщика. Русский. Образование: неполное среднее и 4 класса Устьсысольского духовного училища в 1900 г.. Поступил в Вологодскую ..... ››› |
религиозные праздники | Рождество Пресвятой Богородицы Согласно преданию Церкви, основанному на апокрифическом Протоевангелии Иакова, Мария родилась в маленьком городе Назарете, который был в презрении у иудеев (Евангелие от Иоанна 1:46). Родителями ее были святые праведные Иоаким и Анна. Иоаки ..... ›››
Сретение Господне Сретение Господне - христианский праздник, посвященный воспоминанию событий, происшедших в сороковой день земной жизни Иисуса Христа, а именно встрече (слав. Сретение) Божественного Младенца в Иерусалимском Храме двумя ветхозаветными правед ..... ››› |
молитвы и акафисты | Символ Веры Верую во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого.
И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от ..... ›››
Канон за единоумершую Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас (читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном).
Слава Отцу и Сыну и Святому Ду ..... ››› |
|