монастыри и церкви | Свято-Никольский монастырь Свято-Никольский Переславский женский монастырь - женский монастырь в Переславле-Залесском. Восстановили монастырь в XV веке; до времён Смутного времени монастырь переживал расцвет, получал богатые пожертвования, но поляки и литовцы снова р ..... ›››
Серафимо-Знаменский скит История создания Серафимо-Знаменского скита связана с жизнью схиигумении Фамари (Марджановой). В 1907 году матушку, бывшую тогда игуменией Бодбийского монастыря святой Нины в Грузии, переводят для служения в Россию. Она становится игуменией ..... ››› |
православные иконы | Матрона Московская Святая блаженная старица Матрона Московская — одна из наиболее почитаемых русских святых двадцатого столетия. Простая неграмотная крестьянка, слепая, обездвиженная, бездомная, четверть века скитавшаяся по московским домам, Матрена Дмитриевн ..... ›››
Николай Чудотворец На иконе Святой Преподобный Николай Чудотворец держит в руках Евангелие. В этом напоминание для верующих христиан о том, что Николай Чудотворец не забывает о них и, пребывая в Небесных Обителях, продолжает по молитвам верующих творить добро ..... ››› |
|
От принципа талиона к эре милосердия
|
10.10.2014
Недавно прочитывая очередной православный бестселлер «Страна чудес» глубоко уважаемого мною протоиерея Андрея Ткачева, еще раз задумался вот о каком вопросе. В указанной книге содержится интересный рассказ о молодом человеке, поверхностно ознакомившимся с Евангелием и терроризирующем послушника одного из близлежащих монастырей. Терроризировал он его следующим образом: спрашивал, должен ли послушник после удара по одной щеке подставлять другую, затем естественно следовал удар. Послушник, следуя заповеди Христовой, все терпел. Но затем, когда послушник все рассказал своему духовнику, духовник дал ему определенный совет. И вот когда в очередной раз не очень умный молодой человек начал искушать послушника, то последний напомнил ему уже о Ветхом Завете, где сказано: «Око за око, зуб за зуб», и, приложившись кулаками к своему обидчику, воплотил предписанное.
Здесь есть над чем задуматься. Для нас, православных христиан, несомненным приоритетом является Новый Завет. Слова Христа: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5:38-42) четко и ясно объясняют, как нам поступать. Но здесь могут возникнуть вопросы. Во-первых, в истории Церкви, жизни христиан мы неоднократно видели явное нарушение этого принципа. Далеко не всегда христиане как смиренные овечки отвечали на наглую силу по словам Христа. Примеров тому можно привести множество. Например, Византийская империя (для нас как бы эталон православного государства с его «симфонией») все время с кем-то воевала, причем не только за веру, причем далеко не всегда вела справедливые войны. Конечно, это все можно объяснить тем, что воевали-то не глубоко верующие люди (хотя императоры очень часто были именно глубоко верующими людьми). Вообще христианский мир (православный в частности) от мира ислама, иудаизма или языческого мира, в плане войн и конфликтов, пролитой крови, распрей и междоусобиц ничем особо не отличался. Как говорится, «все как у людей». Причем случаи бывали просто курьезные, даже шокирующие. Пример - византийский император Василий II (958-1025), шурин нашего князя Владимира. Именно благодаря его участию состоялось крещение Руси. Человек по историческим данным (иных нет - в душу-то не залезешь) весьма верующий. Только после того, как наш князь Владимир согласился креститься, Василий выдал за него замуж свою сестру Анну. А знаете, какое прозвище у этого царя? - «Болгаробоец!». В 1014 году в кровопролитном сражении при Беласице Василий разбил болгарскую армию и, взяв в плен 15000 болгар, приказал всех их ослепить, а затем отпустил на свободу, оставив в каждой сотне по одному поводырю с одним глазом. Несколько неожиданно узнать такие факты о верующем православном государе! ? Эта и иные победы, заслужившие ему прозвание «Болгаробойца», помогли ему покорить Болгарию до самого Дуная после борьбы, тянувшейся с 981 по 1018 годы. К этому можно добавить , что болгары уже как 150 лет были православными, но между ними и византийцами велись страшные и истребительные войны. То есть два православных народа истребляли друг друга. Таких войн между православными не перечесть. Конечно, это можно объяснить с разных сторон. Но слова Христа все же нуждаются не в объяснении, а в исполнении. И это все на уровне большой политики, а что происходит на уровне отдельно взятого человека, мы видим каждый день. Поэтому, возможно, окружающие христиан иноверцы, знакомые со словами Спасителя и ставшие свидетелями игнорирования их, думают, что наша религия - профанация. Как же быть нам? И что делать?
Попробую дерзнуть объяснить. Предупреждаю сразу, что это только моя точка зрения, и я никому ее не навязываю. Принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением, называется принципом талиона. Талион с латыни в переводе означает «наказание равное по силе совершенному преступлению». Талион известен и первобытным народам, и развитым языческим, но роль его была не везде и не всегда высока, и он был не всегда обязательным. В Древнем Израиле роль принципа талиона была абсолютна. Ветхий Завет содержит одну из древнейших известных формулировок этого принципа - фраза «око за око» является цитатой из Книг Исхода (21:23-27) и Левита (24:20). До пришествия Христова этот закон способствовал формированию достаточно высоких морально-нравственных установок и человеческих взаимоотношений. Вкратце весь ветхо-заветный принцип взаимоотношения между людьми можно охарактеризовать следующим образом: «не делайте другим того, чего не хотите себе». От Ноева Завета до Моисеевых скрижалей евреи получали Богодухновенное законодательство с очень высокими моральными требованиями, но, тем не менее, понятное и выполнимое, согласующееся с понятным человеку чувством справедливости. Но справедливость как бы она хороша не была, не может быть высшим мерилом. Если бы Бог относился к каждому из нас по справедливости, то есть по нашим делам и поступкам, то от нас и от наших грехов и следа на земле не осталось бы.
«Бог есть любовь» говорит нам апостол: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин.4:17). Бог, как любящий отец, постоянно прощает нас, невзирая ни на какую справедливость. Прощаем и мы вопреки справедливости очень часто своих родных и близких: детей, супругов, родителей. Но уже в «дебрях» ветхозаветного времени рождаются новые принципы жизни, новые стандарты. Стандарты более сложные для восприятия и исполнения, но открывающие прямой путь к совершенству. Уже из Пятикнижия доносятся до нас слова, говорящие о том, что есть что-то больше, чем справедливость: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь» (Левит 19:18). Это уже нечто новое, этого не знают ни язычники, ни иудеи, это говорит Господь Израилев, как бы подготавливая почву для принятия новой совершенной веры и совершенного учения - Заповедей Блаженства. Ведь что значит «не мсти», если месть - это выражение принципа справедливости: «Я пойду и отомщу за причиненную обиду». В Заповедях Блаженства Христос дает нам абсолютные божественные принципы нашей жизни. «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48) , - говорит Христос. Иными словами, вы образ и подобие Божие, будьте как Он, от вашего создания вы ни к тому предназначались, чтобы жить лишь здесь и сейчас. Живите высокими принципами, так как это прямой путь снова общаться с Богом, как общался с Ним лицом к лицу в раю Адам. Но возникает вопрос: «А под силу ли это нам?» Как воплотить принцип «любить врагов», когда не всех близких получается любить. И как подставить другую щеку, если видишь, что зло вероломно вторгается в жизнь людей?
Отвечу однозначно: «под силу». «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13). Так нам говорит об этом Святое Писание. И жизни многих тысяч известных и неизвестных нам праведников доказывают, что человеку под силу жить по «Заповедям Совершенства». Жития Святых - это практическая реализация Господних установлений.
И все же, что если человек пока не может жить по «высоким духовным принципам»? Он как новичок в спортивном зале -если сразу захочет поднять большой вес, который вполне способен поднимать натренированный человек, он может надорваться. Переводя на язык духовной жизни - человек без определенного духовного опыта, без достаточно глубокого воцерковления, беря на себя высокие духовные и моральные обязательства, сильно рискует. Скольких новичков сгубила самонадеянность и отсутствие опыта. В духовной жизни есть масса подводных рифов и подводных течений, порой человек наблюдает только видимую часть айсберга. Если во время своего «неофитства» человек склонен жить по Моисееву закону (а он ведь тоже от Бога) , то я ничего в этом плохого не вижу. Хуже если он вообще никакого закона над собою знать не будет или будет жить по волчьим законам: «кто сильнее - тот и прав». Пусть пока для него Моисеев закон более органичен, и ему легче воспринять Синай, чем Нагорную Проповедь. И при исполнении Закона Моисея (в том виде, в котором он обязателен для нас христиан) Господь не оставит своего раба, ведь 10 заповедей пока еще никто не отменял. Конечно, в современном мире эти заповеди адаптированы под особенности государственного законодательства, традиции и культуру народа. Иными словами, если сосед сжег вам забор и отказывается возмещать причиненный ущерб, ведет себя взывающее и дерзко, не надо в ответ жечь его забор. Можно обратиться с иском в суд, можно написать заявление в полицию. Мы христиане отнюдь не «антисистемные» люди, мы добропорядочные граждане со своими правами и обязанностями (и если мы выполняем последние, то в полной мере можем пользоваться и первыми). Однако если вы смиренно простите соседа, то поступите уже по Закону Любви, по Заповедям Блаженства. Безусловно, последний вариант в религиозном смысле значительно лучше, но первый тоже вполне допустим.
Просто духовное развитие человека не должно останавливаться на Моисеевом Законе. Христианину в процессе духовного взросления нужно двигаться от «Законов Сыновей Ноевых» к Моисеевому Закону, а конечной остановкой для него должны, несомненно, стать заповеди Христовы Заповеди Блаженства. После Всемирного потопа Господь дал выжившему человечеству свои заповеди. Это был первый ограничитель для выживших, чтобы с ними не повторилась катастрофа, уничтожившая павшее допотопное человечество. Синайское законодательство - это уже второй шаг, это правила для избранного народа, живущего особо и обособленно от всех. Это Заповеди более совершенные, их больше, они возлагают на человека более серьезные обязательства. Они необходимы были для того, чтобы было где и в ком явить себя Искупителю всего человечества. Это второй этап. И наконец, третий этап - заключительный. Последний этап - это «время совершенства», время, когда Сам Господь открывает для нас врата Царствия Небесного, когда Он нам дает самые совершенные Заповеди, к выполнению которых обязан стремиться каждый христианин.
В завершении всего вышесказанного хотел бы обратить внимание на один очень важный аспект отношения христиан к «активному злу». Христианин в высоком своем проявлении призван не отвечать насилием на насилие лишь в случае, когда враг угрожает непосредственно ему самому. Но ради защиты ближнего (слабого и беззащитного) он не просто может, но и должен противостоять злу силой. Христианин обязан становиться на защиту веры, отечества, детей и женщин, которые могут массово пострадать от насилия со стороны вероломного врага. Святитель Феофан Затворник (несомненно «человек Нового Завета») писал: «на воинах и войнах часто видимое Бог являл благословение и в Ветхом, и в Новом Завете. А у нас сколько князей прославлены мощами, кои, однако ж, воевали». Святой равноапостольный Кирилл, объясняя иноверцам почему христиане участвуют в войнах, если Христос повелел им любить врагов, говорил: «Христос, Бог наш, повелел нам молиться за обижающих нас и благоволить им; но Он же заповедал нам: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15: 13). Поэтому мы терпим обиды, которые причиняете каждому из нас отдельно, но в обществе защищаем друг друга и полагаем свою жизнь за братий наших, дабы вы, увлекая их в плен, не пленили вместе с телами и души их, склоняя благочестивых к своим злым и богопротивным делам». При этом христианин обязан соблюдать определенную нравственную норму: защита ближнего не должна перерастать в жестокую расправу над побежденным. Христианин не должен впускать в свое сердце зло и ярость. Лишь победа над злом в своей душе открывает человеку возможность справедливого применения силы.
источник: Евгений Дорофеев
найдено статей: 128
|
|
духовенство | Архимандрит Лука Винарчук Украинские священники хотят в армию. Представители семи конфессий просят Министерство обороны создать институт военного духовенства. Договор о намерениях был подписан почти два года назад. Но все так и осталось на бумаге. В Украине уже окол ..... ›››
Псаломщик Михаил Ерогодский Михаил Петрович Ерогодский (Ерегодский) родился 17 сентября 1878 году в семье потомственного церковнослужителя-псаломщика, что, наверное, и повлияло на его желание вслед за отцом, дедом и прадедом посвятить себя служению Богу. Преосвященным ..... ››› |
религиозные праздники | Воздвижение Креста Господня Осень - очень интересное время. Время спелых фруктов, золотой и багряной листвы, время грибов в корзине. В восприятии осени уподобляюсь классику, который писал:
«Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В ..... ›››
Рождество Пресвятой Богородицы Согласно преданию Церкви, основанному на апокрифическом Протоевангелии Иакова, Мария родилась в маленьком городе Назарете, который был в презрении у иудеев (Евангелие от Иоанна 1:46). Родителями ее были святые праведные Иоаким и Анна. Иоаки ..... ››› |
молитвы и акафисты | Акафист за единоумершую Читается ежедневно в течение 40 дней по смерти и столько же перед годовщиной смерти.
Кондак 1
Избранный Ходатаю и Первосвященниче, о спасении мира грешнаго душу Свою положивый, давый нам власть чадами Божиими быти и обитати в невечерн ..... ›››
Молитвы к причастию и исповеди Подготовка к Причастию включает в себя пост, молитву и покаяние в грехах. Пост — это отказ как от пищи животного происхождения (мяса, молока, яиц, при строгом посте — и рыбы), так и от разного рода развлечений (просмотров фильмов, телеперед ..... ››› |
|