Христа ради, за упокой р. Б. Анны

монастыри и церкви
  • Свято-Никольский монастырь

  • Свято-Никольский монастырь Переславль-Залесский
    Свято-Никольский Переславский женский монастырь - женский монастырь в Переславле-Залесском. Восстановили монастырь в XV веке; до времён Смутного времени монастырь переживал расцвет, получал богатые пожертвования, но поляки и литовцы снова р ..... ›››


  • Никитский монастырь

  • Никитский монастырь Переславль-Залесский
    Никитский монастырь основан в XII веке. До XVI века все его постройки были деревянными. Только в 1528 году по велению князя Василия III здесь сооружается одноглавая каменная церковь. Основное строительство было выполнено уже при Иване Грозн ..... ›››

    православные иконы
  • Матрона Московская

  • Матрона Московская Блаженная Матронушка
    Святая блаженная старица Матрона Московская — одна из наиболее почитаемых русских святых двадцатого столетия. Простая неграмотная крестьянка, слепая, обездвиженная, бездомная, четверть века скитавшаяся по московским домам, Матрена Дмитриевн ..... ›››


  • Скоропослушница

  • Скоропослушница
    Этот древний чудотворный образ находится в афонском монастыре Дохиар, в котором впервые была явлена его благодатная сила. В середине XVII века икона находилась в нише наружной стены, перед одним из входов в монастырскую трапезную. Мимо икон ..... ›››

    Что с нами происходит в моменты молитвы?

    11.10.2014

    Что с нами происходит в моменты молитвы?

    Наука требует доказательств, а вера, по определению, в них не нуждается. И все-таки именно благодаря науке мы можем больше узнать о том, что с нами происходит в моменты мистических переживаний.

    Представление о соотношении науки и религии для многих сводится к знаменитому «Гагарин в космос летал, Бога не видел». Впрочем, на подобного рода аргументы еще в 1920-е годы убедительно ответил Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, выдающийся хирург и не менее выдающийся архиепископ: «Я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там ума. И совести тоже там не находил. Значит ли это, что их нет?»

    Молитва для науки


    Время от времени лаборатория магнитно-резонансного сканирования мозга в Филадельфии (США) приобретает довольно экзотический вид: в приемной сидят, перебирая четки, молчаливые женщины в монашеском облачении, рядом, прикрыв глаза, расположились бритоголовые мужчины в оранжевых одеяниях. С середины 1990-х годов нейрофизиолог Эндрю Ньюберг (Andrew Newberg) занимается выяснением связи между духовными практиками и специфической электрической активностью мозга. Участники его экспериментов делают в лаборатории ровно то, что они умеют делать лучше многих: молятся и медитируют, добиваясь максимальной напряженности духовных переживаний. Вот как описывал свой опыт медитации в лаборатории один из добровольцев-буддистов: «Было ощущение энергии, центр которой находился во мне – она то удалялась в бесконечное пространство, то снова возвращалась. Глубокое чувство любви. Чувство, что границы вокруг меня растворялись; что возникала связь с энергией и тем состоянием бытия, которое лучится ясностью, сиянием и радостью». Во многом похож и рассказ монахини, горячо молившейся на протяжении 45 минут: «Я почувствовала слияние с миром, покой, открытость. Ощущение, что я то оказываюсь в абсолютной тишине и пустоте, то наполняюсь присутствием Бога, словно он пропитывает все мое существо». На пике переживания участники эксперимента нажимали кнопку, давая сигнал к началу сканирования их мозга.

    Лечение верой


    До появления антибиотиков считалось, что важнейшую роль в лечении играет вера пациента в успешный исход. В XIX веке французский врач Арман Труссо (Armand Trousseau) наставлял учеников: «Исцеляйте как можно больше больных новыми лекарствами, пока они не утратят свою эффективность», имея в виду: «пока больные не утратят веру в них». Сегодня известно, что эффект плацебо (улучшение состояния в результате приема «пустышки») наступает примерно в 70% случаев. Если же говорить уже не просто о доверии, а о религиозной вере, то она тоже улучшает здоровье. Верующие люди менее подвержены депрессии и гипертонии, у них несколько выше продолжительность жизни. Еще Юнг советовал основателям организации «Анонимные алкоголики» включить в свои знаменитые «12 этапов» признание существования высшей силы. Однако вера в Бога иногда ограничивает возможность использовать достижения медицины. Свидетели Иеговы, например, отказываются от переливания крови, а во многих старообрядческих общинах запрещена вакцинация. Да и чувство вины, провоцируемое многими религиозными учениями, не всегда способствует душевному здоровью.

    Аномальная активность


    Результаты исследования очень любопытны. У многих добровольцев наблюдалась характерная неврологическая картина: дезактивация задневерхних отделов теменной доли мозга. Эта область необходима для ориентации в пространстве и важна для нашей способности соизмерять, соотносить себя с другими людьми и с миром вообще. Возможно, интенсивная концентрация внимания на молитве или медитации лишает эту область внешних стимулов, словно отключая ее. Это вполне может объяснять чувство растворения себя в мире и во времени, описанное и участниками исследования, и многими мистиками на протяжении человеческой истории.

    Нейропсихолог Майкл Персингер (Michael Persinger) уже более 20 лет исследует активность в височных долях коры головного мозга. Эти области связаны с речью, но отчасти отвечают и за эмоции. Эксперименты Персингера показали, что аномальная электрическая активность в височных долях, которая часто наблюдается во время духовных переживаний, напоминает картину, характерную для легких приступов эпилепсии. А ведь этот недуг давно связывают с мистическим опытом. Считается, что приступам эпилепсии был подвержен апостол Павел (ее даже называли «болезнью св. Павла»). Ей же приписывают прозрения Жанны д'Арк. А Зигмунд Фрейд напрямую связывал религиозные и нравственные искания Достоевского с тем, что тот был эпилептиком. Склонность больных, страдающих эпилепсией височных долей, к религиозности описана столько раз, что эту связь можно считать чем-то явно большим, чем просто гипотеза.

    «Давно отмечено возникновение галлюцинаторных образов, звуковой ауры при аномальной активности височных долей мозга, – комментирует психофизиолог Александр Каплан. – Неудивительно, что и искусственная электрическая стимуляция этих областей может приводить к похожим феноменам». Подтверждением тому служит исследование Персингера с использованием электромагнитного шлема – стимулятора височных долей. Многие добровольцы испытывали странные и даже «сверхъестественные» чувства. Например, ощущение, что они выходят из своего тела и наблюдают за собой извне, или чувство «осязаемого присутствия чего-то божественного». Ученый видит в этом доказательство того, что духовные переживания являются следствием временных мозговых дисфункций, вызванных стрессом, нехваткой кислорода, гипогликемией или просто усталостью. Звучит убедительно, особенно если учесть, что многие ритуалы (от самобичевания до долгих медитаций) используют сочетание этих факторов.

    Мозг – создатель или создание?


    «Вполне закономерно, что при пограничных состояниях, особенно таких, как клиническая смерть, восприятие и эмоциональная сфера человека реагируют «болезненными» сюжетами, далекими от реальности, – отмечает Александр Каплан. – Это самая простая гипотеза при обсуждении причин столь необычных состояний сознания. Ведь если в телевизоре начинает двоиться картинка и дребезжит звук, вам не приходит в голову, что телевизор одержим злыми духами. Вы решите, что причиной тому «расстройство» электронной платы».

    Значит ли это, что духовная жизнь сводится к слабым электрическим разрядам? Что Бог и все сверхъестественное – порождение мозга Homo sapiens, галлюцинация, к которой восприимчивы наши нейроны? Вывод заманчивый, если оставаться в рамках науки, которая отказывается признавать существование того, что пока не могут зафиксировать приборы.

    Но такой ход мысли опровергает сам себя. Ведь мы знаем, что стимуляция зрительной коры вызывает визуальные образы, слуховой коры – звуки, а стимуляция лимбической системы порождает эмоции. Разве это ставит под сомнение реальность самих видимых предметов, слышимых звуков или событий, вызывающих чувства? Да, в человеческом мозге есть, судя по всему, специальные области, которые могут «отвечать за мистический опыт». Но это абсолютно не доказывает, что первоисточник этого опыта находится внутри человека, а не вне его. «Научный профессионализм состоит в том, чтобы объяснять явления без привлечения необъяснимых сущностей, – подчеркивает Александр Каплан. – Впрочем, ученый при этом может оставаться глубоко верующим. Ведь наука и вера – это два равноправных, но совершенно не пересекающихся пути постижения природы».

    Еще в начале 1980-х нобелевские лауреаты Давид Хубель и Торстен Визель (David Hubel, Тorsten Wiesel) установили, что области мозга, которыми мы не пользуемся, со временем атрофируются, как мышцы при отсутствии нагрузки. Возможно, такая судьба постигла и зоны духовной восприимчивости. Но даже если мы будем всеми силами «тренировать» эти зоны, главная тайна: мозг ли создал Бога, которого он склонен воспринимать, или Бог создал мозг, чтобы тот принимал его сигналы, – вероятно, так и останется нераскрытой.



      Молитвы и акафисты  



    источник: www.psychologies.ru

    найдено статей: 128

  • Богородичное правило
  • Домострой. Наставления христианину
  • Встретим ли мы усопших близких в загробном мире?
  • Частный суд
  • Где находятся души умерших?
  • Связь душ усопших и живых
  • Пасхальный кулич при диабете
  • Смерть по верованию зырян
  • Как принять смерть?
  • Предание о Животворящем Кресте в Годенове
  • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...


    духовенство
  • Протоиерей Алексий Уминский

  • Протоиерей Алексий Уминский
    Родился третьего июля 1960 года в городе Москве в обычной советской семье: папа - инженер, мама - учительница. Мои родители были людьми далекими от Церкви, но с настоящими глубокими нравственными устоями, и естественным образом заложили в м ..... ›››


  • Василий Кинешемский

  • Василий Кинешемский
    В миру Вениамин Сергеевич Преображенский, родился в 1876 году в городе Кинешме Костромской губернии в семье священника Сергия и жены его Павлы и своим христианским воспитанием целиком был обязан родителям. Все устроение жизни, окружавшей ма ..... ›››

    религиозные праздники
  • Сретение Господне

  • Сретение Господне
    Сретение Господне - христианский праздник, посвященный воспоминанию событий, происшедших в сороковой день земной жизни Иисуса Христа, а именно встрече (слав. Сретение) Божественного Младенца в Иерусалимском Храме двумя ветхозаветными правед ..... ›››


  • Покров Пресвятой Богородицы

  • Покров Пресвятой Богородицы
    Покров Пресвятой Богородицы - удивительный праздник. Его по праву можно назвать подлинно «русским» праздником, так как иные поместные Православные Церкви до самого недавнего времени этот праздник не знали. Вместе с тем, история происхождени ..... ›››

    молитвы и акафисты
  • Молитвы к причастию и исповеди

  • Молитвы к причастию и исповеди
    Подготовка к Причастию включает в себя пост, молитву и покаяние в грехах. Пост — это отказ как от пищи животного происхождения (мяса, молока, яиц, при строгом посте — и рыбы), так и от разного рода развлечений (просмотров фильмов, телеперед ..... ›››


  • Молитва Косме и Дамиану

  • Молитва Косме и Дамиану Бракосочетание
    К вам, святии безсребренницы и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем, мы, недостойнии, преклоньше колена, прибегаем и, припадающе, усердно вопием: не презрите моления нас грешных, немощн ..... ›››

    контактная информация
    saveoursouls.ru@mail.ru   |   site map



    душа   храмы   духовенство   молитвы и акафисты   православные иконы   религиозные праздники   словарь терминов   видеофильмы   форум   события