Величаем тя,
святый славный пророче Божий Илие,
и чтим еже на Небеса
на колеснице огненней,
преславное восхождение твое.
Пророк Илия - не просто один из наиболее почитаемых святых, как в Православной, так и в Католической церквях. Пророк Илия - один из самых известных людей в истории человечества.
Он жил примерно за 900 лет до Рождества Христова. В те времена Израилем правил нечестивый царь Ахав и его жена Иезавель. Они были идолопоклонниками. Особенно поддерживала идолослужение жена царя Ахава язычница Иезавель - дочь сидонского царя Ефваала, унаследовавшая от своего отца деспотическое высокомерие, непреклонную настойчивость, кровожадную жестокость и более всего фанатическую преданность культам Ваала и Астарты. Иезавель полностью подходила под определение грешницы. Царица олицетворяла собой все, что было ненавистно благочестивым иудеям. Она была верховной жрицей богини Астарты. По настоянию Иезавели в Израиле был построен храм и жертвенник Ваалу, а также устроена дубрава для оргий и всяких непотребств в честь Астарты. Царь и царица насаждали идолослужение среди израильского народа и убеждением, и насильственными методами.
«Во всем Израиле осталось только 1000 мужей, не преклонявших колен перед Ваалом» (3 Царств 19:18). На защиту истинной веры в Единого Бога и стал Илия, борьба которого составляет одну из поразительнейших страниц Библейской истории. Это борьба праведности, чести, справедливости с коварностью, гордыней, вероломством.
Илия открыто обличал царя и царицу, снискав тем самым их ненависть.
В наказание за упорство царя в идолопоклонстве Господь послал на страну зной. Три года не было с неба ни дождя, ни росы, в государстве был страшный голод. Засуха прекратилась только после молитвы Илии.
Произошло это при следующих обстоятельствах.
Илия собрал на горе Кармил народ Израиля и жрецов Ваала и предложил сложить два жертвенника - Богу и Ваалу - и принести на них жертвы, но не поджигать их. Если Ваал попалит свою жертву огнем с неба, то он и есть истинный Бог. Если Господь истинный - Бог Он.
Ваал, разумеется, своей жертвы «не принял». Бог же попалил не только жертву, но и дрова, каменный жертвенник и даже ров с водой, который окружал жертвенник. После случившегося народ Израиля покаялся и восславил Бога, а Илия собственноручно убил всех жрецов Ваала за совращение людей. После этого он взмолился к Господу о дожде, и Господь призрел на его молитву (3 Царств, гл. 18).
Царь Ахав осознал свое заблуждение и оплакал грехи. Иезавель напротив, когда узнала о произошедшем чуде и о том, что пророк убил всех ее жрецов, ожесточилась и искала возможности расквитаться с пророком.
Жестокая несправедливость Иезавели особенно проявилась в деле о винограднике Навуфея (3 Царств 21:1-16). Навуфей владел виноградником, расположенным рядом с дворцом царя Ахава, и отказался продать Ахаву свой наследственный надел. Чувствуя, быть может, правоту Навуфея, не прельстившегося заманчивыми обещаниями Ахава вознаградить его за уступку царю виноградника, Ахав не решается действовать насилием и лишь отдается меланхолии. Но если для Ахава еще существовали препятствия к безграничному произволу и насилию в виде смутно сознаваемого им закона Божия и признаваемого им общественного мнения, то для жены его Иезавели никаких препятствий на пути к достижению целей личного блага не было: закона Божия она, как язычница, знать не хотела. Иезавель инициировала неправедный суд, и Навуфей был оклеветан, официально обвинён в богохульстве и казнён через побитие камнями. Таким образом Ахав завладел виноградником.
Но беззаконие должно было быть наказано. Пророк Илия является царю и говорит о проклятии на весь его царский род. С Ахавом и с его кровожадной женой все произошло по слову Господню, которое было передано через Илию:
«Так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь» (3 Царств 21:19), «псы съедят Иезавель за стеною Изрееля» (3 Царств 21:23). Господь избирает нового главу Израильского царства - Ииуйя, его помазывает на царство преемник Илии пророк Елисей. Новый царь расправился с родом Ахавовым, а Иезавель по приказу нового царя была выброшена за царские ворота, и тело ее, действительно, было разодрано псами.
Своей жизнью и чудесами пророк Илия предвозвещал Христа. Во время засухи он поселился в доме вдовы из Сарепты Сидонской, язычницы по происхождению, но чтущей Истинного Бога - подобно тому, как Христос придет к погибающему народу Израиля, но, будучи отвергнутым, будет принят язычниками. В доме вдовы по молитве Илии воскреснет ее единственный сын, умерший от болезни - как Христос будет воскрешать мертвых в земной Своей жизни. Все то время, что пророк находился в доме вдовы, там не иссякало масло в кувшине и не заканчивалась мука - что предвосхищает чудо о хлебах и рыбах, которыми Господь насыщал слушающих Его.
Согласно церковному преданию, основанному на пророчестве Малахии:
«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Книга пророка Малахии 4:5), пророк Илия станет предтечей Второго Пришествия Христа на землю и будет убит за проповедь Христа, повторив тем самым судьбу Иоанна Крестителя, пришедшего
«в духе и силе Илии» в качестве Предтечи Спасителя
(«Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели» (Мф. 17:11-12)).
Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси. Во имя его, еще до Крещения всей Руси, при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм в Киеве. Предполагается, что это был первый православный храм на Руси.
Святой пророк Илия, подвизавшийся в древние времена в далекой Палестине, всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых.