Христа ради, за упокой р. Б. Анны

монастыри и церкви
  • Никитский монастырь

  • Никитский монастырь Переславль-Залесский
    Никитский монастырь основан в XII веке. До XVI века все его постройки были деревянными. Только в 1528 году по велению князя Василия III здесь сооружается одноглавая каменная церковь. Основное строительство было выполнено уже при Иване Грозн ..... ›››


  • Преображенский храм

  • Преображенский храм Балашиха
    На левом берегу Пехорки, некогда довольно полноводного притока Москвы-реки, располагалось старинное село Пехра-Яковлевское. Территория его оказалась в самом центре нынешнего города Балашихи. Деревушка в XVI веке принадлежала служилому роду ..... ›››

    православные иконы
  • Николай Чудотворец

  • Николай Чудотворец
    На иконе Святой Преподобный Николай Чудотворец держит в руках Евангелие. В этом напоминание для верующих христиан о том, что Николай Чудотворец не забывает о них и, пребывая в Небесных Обителях, продолжает по молитвам верующих творить добро ..... ›››


  • Пророк Илия

  • Пророк Илия
    Величаем тя, святый славный пророче Божий Илие, и чтим еже на Небеса на колеснице огненней, преславное восхождение твое. Пророк Илия - не просто один из наиболее почитаемых святых, как в Православной, так и в Католической церквя ..... ›››

    Посещение кладбищ в русской культуре

    12.11.2014

    Посещение кладбищ в русской культуре

    Кладбище – это место, которое в разных культурах воспринимается по-разному. В средневековом европейском городе кладбища были чуть ли не самыми посещаемыми местами в городе. Французский антрополог Ф. Арьес писал, что «кладбище служило форумом, рыночной площадью, местом прогулок и встреч, игр и любовных свиданий».

    Сегодня, конечно, представить себе такую многофункциональность кладбищ довольно сложно. Но, скажем, гуляя по центру Стокгольма, можно набрести на старинные захоронения, которые не обнесены оградой. Среди обелисков неспешно прогуливаются туристы и фотографируют поросшие мхом надгробия. Подобные кладбища часто называют парками памяти. В России парки памяти встречаются довольно редко. И даже такие исторические некрополи, как Александро-Невская лавра или Старое донское кладбище, отгорожены от городского пространства глухим забором. Исключение, пожалуй, составляют захоронения у кремлевской стены. Отношение к кладбищам, их положение в пространстве во многом указывает и на то, какое место занимает смерть в обществе: табуируется ли сама мысль о ней, или, напротив, соседство со смертью воспринимается спокойно, без надрыва. Мы провели опрос и выяснили, как россияне воспринимают кладбища.

    Никогда не бывают на кладбищах лишь 4% россиян. Две трети (67%) ходят туда, по меньшей мере, несколько раз в год. Если россияне до 30 лет чаще других ходят на кладбище по определенным датам (когда принято), то люди после 60-ти, как правило, посещают погосты и в обычные дни. В старшем возрасте человек теряет самых близких людей: родителей, супругов, друзей детства и юности. Поэтому поход на кладбище приобретает особое значение – попытку восполнить недостающее звено в уже сложившейся системе социальных взаимоотношений. В книге «Живые и мертвые» американский социолог Уорнер отмечает, что умершие люди остаются с живыми в одной и той же социальной системе, но приобретают сакральный статус. Не зря о мертвых принято говорить либо хорошо, либо не говорить вовсе.

    Практика «хождения» на кладбище больше распространена в селах и небольших городах. Конечно, это можно объяснить пространственным фактором. В больших городах кладбища часто находятся на окраинах, а добираться туда довольно сложно. Но стоит учесть, что жизнь в мегаполисах более динамична, а жители – более рациональны. Посещение кладбищ – это, по сути, ритуал. То есть действие, которое имеет скорее символическое, нежели практическое значение. Да и когда опрошенные признают, что самое важное для них при посещении кладбищ – уборка могилы, покраска ограды, в таком практицизме нетрудно увидеть магический подтекст. В деревнях зачастую сохраняется трепетное отношение к традиционным обрядам, которые в городах уходят из повседневной жизни.

    Посещение кладбищ – это ритуал, позволяющий ощутить целостность семьи. Довольно часто родственники съезжаются, в том числе издалека, чтобы вместе пойти на кладбище. Отвечая на вопрос, что для них самое важное в посещении кладбищ, некоторые респонденты отмечают: «важно, чтобы семья была полной», «поддержка родных, которые тоже туда идут».

    Но подавляющее большинство, объясняя, почему они ходят на кладбище, в первую очередь говорят о памяти: «проявляешь уважение, что помнишь родных», «люди живут до тех пор, пока о них помнят», «нужно уделять внимание усопшим». Однако посещать кладбища большинству не нравится. В первую очередь потому что «там гнетущая атмосфера», «не по себе», «кладбище настроение портит», «осадок остается на душе».

    О том, что кладбище – страшное место, говорит и большинство кладбищенских примет: оттуда нельзя ничего уносить, после посещения нужно мыть руки, нельзя смеяться, шуметь, нельзя наступать на могилы и т. п. Правда, знают об этих приметах не очень многие – примерно каждый третий. Но других, «светлых» примет в нашей культуре нет вообще. Безусловно, здесь играет роль страх смерти, и кладбище зачастую воспринимается как «мир усопших, мир чужих», «город мертвых». А приметы существуют в форме предохраняющих правил, чтобы самому не оказаться среди жителей этого города, «не заразиться» смертью.

    То есть с одной стороны, поддерживается культура семейной памяти, воспроизводится традиция регулярного посещения кладбищ, с другой стороны, эти посещения вызывают негативные эмоции. И это противоречие лежит в природе восприятия смерти как таковой – как явления сакрального, требующего уважения и почестей, но и вызывающего страх, трепет.

    Сегодня в Америке и Европе существуют примеры, когда такое отношение пытаются преодолеть. Организуются экскурсии на кладбищах, там даже проводятся свадьбы. Кладбища превращают в экономически прибыльные места. На нью-йоркском Мраморном кладбище, которое находится в центре Манхэттена, надгробные камни отсутствуют, а все имена пишутся на стене, которая огораживает довольно просторную зеленую площадку. Выбирая это кладбище в качестве места для церемонии, одна из пар дала интервью газете “Austin Daily Herald”. Молодожены отметили, что они выбрали это место, так как там похоронены родственники невесты и тем самым они могут включить их в церемонию бракосочетания.

    Но в нашей стране такие практики пока кажутся неуместными. И хотя 79% россиян подмечают, что на кладбищах больше ухоженных могил, сила суеверий практически непреодолима. Возможно, через несколько поколений отношение к смерти изменится, и мы научимся органически сосуществовать с ней



    источник: fom.ru

    найдено статей: 128

  • Богородичное правило
  • Домострой. Наставления христианину
  • Встретим ли мы усопших близких в загробном мире?
  • Частный суд
  • Где находятся души умерших?
  • Связь душ усопших и живых
  • Пасхальный кулич при диабете
  • Смерть по верованию зырян
  • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...


    духовенство
  • Отец Алексей

  • Отец Алексей Сазонов Алексий Юрьевич
    Отец Алексей является настоятелем Свято-Троицкого Храма города Старая Купавна и проводит еженедельные службы в следственном изоляторе 50/1 г. Ногинска. Член Епархиальной комиссии по тюремному служению. Год рождения - 1966 год. ..... ›››


  • Протоиерей Сергий Дворецкий

  • Протоиерей Сергий Дворецкий
    Настоятель Храма Богоявления Господня в селе Бисерово. Светское образование: высшее 1972; МАМИ. Духовное образование: семинария 2013-КПДС. Хиротонисан: 29 августа 1991 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в Новодевичьем ..... ›››

    религиозные праздники
  • Рождество Пресвятой Богородицы

  • Рождество Пресвятой Богородицы
    Согласно преданию Церкви, основанному на апокрифическом Протоевангелии Иакова, Мария родилась в маленьком городе Назарете, который был в презрении у иудеев (Евангелие от Иоанна 1:46). Родителями ее были святые праведные Иоаким и Анна. Иоаки ..... ›››


  • Рождество Христово

  • Рождество Христово
    Рождество Христово - великий христианский праздник, установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. В Православной Церкви входит в число Господских двунадесятых праздников. Ввиду литургического воспоминания и празднования ва ..... ›››

    молитвы и акафисты
  • Символ Веры

  • Символ Веры
    Верую во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от ..... ›››


  • Бракосочетание

  • Бракосочетание Молитва Иисусу Христу
    Господи Боже наш, во спасительном Твоем смотрении, сподобивый в Кане Галилейстей честный показати брак Твоим пришествием, ныне рабы Твоя (имярек) яже благоволил еси сочетатися друг другу в мире и единомыслии сохрани: честный их брак покажи, ..... ›››

    контактная информация
    saveoursouls.ru@mail.ru   |   site map



    душа   храмы   духовенство   молитвы и акафисты   православные иконы   религиозные праздники   словарь терминов   видеофильмы   форум   события